Военно-поисковый отряд Дозор




Краткая летопись жизни отряда Дозор
1973-1974 г

Восьмого сентября 1973 года двадцать три старшеклассника школы 38 выехали за город и на лесном островке среди торфяных болот около с. Петрово-Дальнее остановились на ночевку. Аспирант АПН СССР Миша Бойцов взял на себя роль дежурного командира и комиссара одновременно. Вечером у костра пели песни. Утром отряд был разделен на две группы и провел первое в своей жизни "творческое дело" - встречу двух первобытных племен и фестиваль по поводу этой встречи. Затем последовали общий сбор и обсуждение дня. Впервые мы познакомились с законом поднятой руки, правилами огонька, обычаем песни. На сборе было решено - начать работу в школе, используя новые приемы и методы. Поскольку мы, собравшиеся, не представляли собою ни комитет ВЛКСМ, ни Совет Дружины школы, решать за них мы не могли. Решено было создать группу актива при оргсекторе комитета ВЛКСМ школы. Принято было название - "Дозор".

Двенадцатого сентября "Дозор" выпустил первую в своей жизни стенную газету "За мной!" с отчетом о походе, с решением общего сбора группы, с фотографиями и рисунками. В газете были приведены и новые для нас законы общего сбора.

Четырнадцатого сентября в актовом зале школы 38 в общем кругу на спальных мешках и палатках уселись члены комитета ВЛКСМ, Совета Дружины, вожатая, участники похода. Все они составили Большой Совет. Были приняты списки шести Советов дел, которые должны включиться в работу по направлениям в помощь школьному самоуправлению. Это группы - "Блеск" (оргвопросы), "Мысль" (учебный сектор), "Политбоец" (политсектор), "Винни-Пух" (шефский сектор), "Тайна" (подготовка дня учителя) и "Пресс-центр", которым занимается в основном "Дозор". Впрочем, скоро выяснилось, что без "дозоровского" мотора не работают и другие группы. В первый год мы смогли наладить работу "Винни-Пуха", "Мысли", "Тайны" и в особенности "Пресс-центра".

октябрь Поход "Дозора" в составе пятидесяти добровольцев в "Лесной городок" для встречи с отрядом собирателей В.Н. и Л.И. Григорьевых. В этом походе мы выиграли свой первый бой с анархией внутри отряда, с попыткой новичков-парней навязать нам неуправляемый "болдеж".

В течение всего учебного года 1 раз в две недели в школе появлялась большая, до 6 метров, стенгазета с рисунками, фотографиями, репортажами, рассказами и стихами.

Раз в две недели всю осень и зиму отряд выходил в двухдневный поход в Подмосковные леса. Каждый из них был, в сущности, двухдневным сбором с творческим делом, "огоньком", небольшим пешим маршрутом и иногда, ночевкой у костра. Мы много работали в школе, помогая комитету комсомола.

Из отзывов старшеклассников о работе школьного комсомола в это время:

-"... Кажется, что работа комитетчиков заключается в том, чтобы отсидеть положенное время на собрании комитета, и, в крайнем случае, работает только оргсектор, так как он собирает взносы. "Дозор" - новое мероприятие в школе и его работа пока еще не совсем видна. Но чувствуется, что работа "Дозора" значительна, так как с его появлением в школе появились новые интересные ритуалы и жизнь стала интереснее."

-"Мое мнение о работе комсомольской организации в школе следующее: многие комсомольцы смотрят на работу школы, как на мероприятия, проводимые со стороны. ... Комитет, по-моему, утратил свое значение, потому что запевалой всех дел в школе стал "Дозор".

-"Я считаю работу комсомольской организации школы неудовлетворительной и хотелось бы, чтобы она полнее, уда????? ... Работу Дозора считаю особенно хорощей, полной, полезной. Дозор - это сила, но ее надо беречь."

-"С появлением в школе "Дозора" сделалось как-то светлее, веселее и вообще почувствовалось, что в школе есть настоящие ребята. Мне очень хочется вступить в этот клуб."

Из воспоминаний дозоровца Жени Титова, тогда семиклассника:

"Дозор" - это период моей школьной жизни, причем наиболее ярко запомнившийся. С ним связана львиная доля хороших воспоминаний о школе. Я не имею в виду преподавание предметов, но лишь ту атмосферу товарищества и понимания, которой часто недоставоло в повседневной жизни.

"Дозор" появился в нашей школе после постройки нового здания. Повесили стенгазету, в которой были фотографии самого первого похода... Я помню, что в то время, когда мы встречали Всеволодыча (это он был снят в роли саблезубого тигра) мы просто дико смеялись.

Вскоре собрался первый сбор в актовом зале. Все были просто шокированы тем, что мы сидели на одеялах и разостланных палатках на полу, а затем, так сказать, пели песни в кругу. "Так сказать" - это потому, что песен еще почти никто не знал, а выглядело все это как-то очень неуклюже, сомнительно, но, наверное, именно поэтому и увлекло."

(абзац зачеркнут: В ноябре состоялся трехдневный поход по местам партизанских боев под Можайском (Шаликово-Моденово-Петрищево), где приняло участие уже более 80 человек седьмых-девятых классов.)

В январе мы выехали в свой первый отрядный трудовой лагерь в село Каменское под Наро-Фоминск. В этом трудовом лагере нас было около 20 человек. Вот две заметки в газете "За мной!" об этом лагере. (Заметки отсутствуют)

Перед мартовскими каникулами горком ВЛКСМ Петрозаводска пригласил нас на учебу комсомольского актива школ города: Веснянку-74. Это была первая встреча "Дозора" с отработанной системой использования коммунарской методики организации коллективной деятельности. Впечатление было сильнейшее. Домой мы, двадцать пять человек из Дозора ехали с лозунгом "Даешь коммунарскую школу!".

В апреле дозоровцы пришли в школу в форме: в зеленых рубашках-коммунарках с красными галстуками. На воротнике - звездочки по числу сборов, участниками которых был каждый из нас. В душе у нас горел боевой огонь: даешь работу!

В мае Дозор совершил трехдневный поход по маршруту Шаликово-Моденово- Петрищево с трудовым десантом в пользу приютившей нас Шаликовской школы. В этом походе появились у нас первые отрядные "комиссары".

В июне Дозор принял участие в походе на городской слет школьников-туристов. Место мы заняли 30-е, но поход научил нас многому. В частности, наша группа оказалась единственной (!) на слете группой, которая пела у костра.

В том же месяце мы открыли первый в истории отряда летний трудовой лагерь в селе "Ильинское". В нем оказалось около 40 ребят, в основном семиклассников. Этот лагерь был первым серьезным боевым крещением для наших комиссаро. В основном он удался неплохо. За работу по окопке ягодных кустов нас похвалил бригадир. Лагерь был дружным.

- В нашем классе нет такой дружбы, как в "Дозоре", - писал семиклассник Игорь Трофимов. - Мне хотелось бы видеть наш класс таким же, как наш трудовой отряд.

- За десять дней в лагере я узнал многих ребят лучше, - пишет девочка из девятого класса. - Понравилась наша сплоченность. Хотела бы видеть в своем классе и в школе такие же дружеские отношения между парнями и девчонками.

В этом лагере сложили песни: "Ильинское" (От Ильинского до Москвы...) и "Винни-Пухи" (В Подмосковье солнце жарит...). В одной из них есть строчки:

"Мы ловили с тобой лисенка,
Пели песни и пили чай.
А поэтому, может, вспомнишь
Ты Ильинское невзначай."

А в июле дозоровцы снова выехали в Петрозаводск. На этот раз мы были приглашены в лагерь комсомольского актива города "Молодая Гвардия", а позже в республиканский лагерь "Ивинка".

Продолжение следует.

Комментарий к первому году жизни отряда.

"Предметом мотивообразования" для первых дозоровцев стал поход восьмого сентября со всеми его атрибатами - "игрищем Встреча племен", огоньком и главное с предложенными отношениями. В это время для спайки и дружбы внутри отряда большое значение имели зимние походы, ночевки у костров, распределение обязанностей в походной группе. Это было интересно т.е. отвечало потребностному состоянию ребят. И хотя каждый из них преследовал свой интерес, искал свое, но все понимали, что интересно будет только вместе.

Первые газеты были для наших ребят отчетом о своей новой жизни и поэтому ими занимались охотно.

Но мы с Мишей Бойцовым и А.К.Лишиной с первых же шагов связали эту интересную жизнь со школьными делами. Этим мы обеспечили развитие деятельности, некоторую надситуативную активность. С одной стороны, кое-кто из ребят был готов делать что угодно, лишь бы ходить в походы: не только газеты выпускать, но и по потолку бегать. С другой стороны: кто не хочет и в школе жить интересно? Поэтому от первичного мотива смысл деятельности смещали в сторону общественной значимости.

Взаимоотношения в отряде, и это все подчеркивают, ребятам очень нравились. Ключ в этом отношении я вижу в коммунарском способе управления отрядом и в установке на доброжелательность и открытость: "живи для улыбки товарища".

Первые дозоровцы организаторами были в очень малой степени. Организовывали они плохо, но организовывались сами охотно и с удовольствием, если эта организация шла от отряда.

Общий уровень отряда в это время можно определить, как "ассоциацию": _каждый для себя, но через общее_. По-видимому, в этих случаях важно создать нравственную установку на отношение к людям отряда и вообще к людям. Сознательное сопротивление этой установке тогда еще только наметилось в летнем походе на слет. Носителем его тогда был Андрей В. Впоследствие он из отряда ушел: был отчислен за нарушение устава, ненадежность, нанесение урона престижу отряда. Сам Андрей был в этом не очень виноват: его подогревал отец, очень подозрительно смотревший в сторону отряда. Семья, довольно эгоцентричная, все больше настораживалась по мере того, как общественные ценности "Дозора" становились для нее очевидны. Отец искал скрытый смысл в наших действиях; искать начал и Андрей, только по-своему. Кончилось все это его уходом от нас, но уже в 1974/75 учебном году.

О.В. Лишин
Hosted by uCoz