Военно-поисковый отряд Дозор


О.В. Лишин, А.К. Лишина, Т.О. Сергеева. 1999 г.
Заветное слово комиссару-дозоровцу.


Техника самоорганизации



Дежурный командир

Дежурный командир (дежком) - ДК - избирается первичным коллективом на срок от 1 дня до 1 месяца. Выполняет обязанности по поддержанию режима деятельности группы, определенному ее целями. Авторитет ДК должен быть максимально поддержан комиссаром. ДК подотчетен кругу, его избравшему, но не следует очень увлекаться разбором дежурства. Опыт показывает, что в первые дни сбора (лагеря, выезда, экспедиции) и в последние его дни лучше ставить на эту роль более ответственных и сильных организаторов. В большой по составу экспедиции целесообразно иметь ДК сбора и подчиненных ему ДК отрядов (групп, бригад). Это упрощает поддержание порядка. На "огоньке" ДК высказывается последним, перед комиссаром. На общем сборе ДК может подводить итоги за комиссара или параллельно с ним (по огрвопросам).


Огонек и общий сбор отряда

Коллективное обсуждение прожитого времени, анализ проведенных дел, разбор складывающихся отношений, коллективное планирование. Воплощение идеи: "Сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем" - однако на разных этапах ее реализации. Психолого-педагогическая задача: научить участников деятельности осмыслению жизни. Привить им навыки коллективного анализа, коллективного мышления, культуру общения. Гарантия реальности: защищенность каждого, доброжелательный тон в коллективе. Критика с целью не унизить, но помочь. Отказ от высмеивания. Реальный вес каждого голоса. По Макаренко: ежевечерние собрание на двадцать минут, с 20.30 до 20.50 при регламенте - 1 минута. "За секунду - мысль, за минуту можно сказать 30-60 мыслей!" Цель сбора: постоянный контроль за отношениями и климатом общения, постоянное знание друг друга и первичного коллектива. Собрание должно стать традиционным! При анализе не зарываться в мелочи. Основная тема - развитие группы и деятельности.

Огонек и общий сбор не должны быть местом публичного наказания, сведения счетов, местом решения сложных проблем. Это, прежде всего процесс формирования и арена действия общественного мнения участников общей деятельности.


КЮФ (коммуна юных фрунзенцев) внесла:
1. Огонек - сбор: две ступени (первичная группа и весь коллектив).
2. Схему разговора.
3. Эмоциональную сторону (ритуал, песня, свеча...).
4. Форму "откровенного разговора" - обсуждение проявлений нравственного облика участников деятельности за определенное время - 10 дней, месяц, время похода, экспедиции.
Огоньку, по модели КЮФ, свойственны: прямота, принципиальность, товарищество, чуткость, такт, умение видеть другого.


Виды "огоньков" по модели "КЮФ - Орленок":
* Огонек знакомства
* Огонек оргпериода
* Огоньки I, II, III десятидневок
* Огонек заключительного периода
* Огонек прощания
* Огонек - анализ дела
* Огонек - анализ дня
* Огонек - откровенный разговор
* Огонек - дежурного отряда
* Огонек - тематический

Мы приводим здесь только основные четыре варианта огоньков, наиболее типичных для сборов и экспедиций "Дозора".


Огонек знакомства

Огонек знакомства определяет эмоциональный настрой и содержание межличностных отношений в первые дни выезда, сбора, экспедиции. Имеет целью сформировать у новичков представление об отряде, о своем месте в отряде в положительном эмоциональном ключе. Основывается на психологическом факте, что первоначальное восприятие определяется по преимуществу эмоциональными моментами, которые опережают рациональные, логические построения и обладают огромной информативной значимостью.

Содержание огонька знакомства:
- рассказ эстафета (рассказ о себе) по схеме: как зовут, откуда сам, что любишь делать, чем увлекаешься, кем хотел бы стать, чему научиться, что знаешь о "Дозоре";
- символ откровенности (значок, гильза, уголек от костра, свеча, еловая шишка и т.д.) идет по кругу из рук в руки.
- начинает говорить комиссар или опытный политбоец; комиссар активен: комментирует, ведет диалог, задает тон и темп, следит за настроением и вниманием, обобщает и делает выводы, предлагает форму проведения, проговаривает вступление и заключение о четырех традициях: огонька, закона круга, закона доброжелательности и закона песни.

Варианты проведения:
Выделение творческих групп: по именам, по кругам интересов (любители кино, мороженого, футбола, книжек и т.д.).
Можно: рассказ не о себе, а о герое, отце, знакомом - что привлекает, о дне, который запомнился - все это характеризует человека.

Обобщение: люди разные, но отряд получится.


Огонек оргпериода

Психолого-педагогическая задача: научить участников правильному поведению на огоньке и технике обсуждения.

Нужно утвердить традицию:
- присутствие всех
- выступление каждого
- продолжительность обсуждения от 40 мин до 1 часа
- соблюдение норм "огонька"

Самое главное - каждому понять, что здесь не отмолчаться, поэтому в течение дня нужно быть внимательным, наблюдать и думать, чтобы на огоньке было что сказать.

Технология:
- чем для тебя был этот день?
- что в нем понравилось? почему?
- что не понравилось? почему?
- что предлагаешь на будущее?

Может быть иной вариант обсуждения:
- что группа сделала для себя?
- что - для всего отряда?
- что - для людей за его пределами?
- что можно было сделать, но не удалось?
- что бы хотелось сделать? почему?

Записи комиссару нужно делать прямо на "огоньке", даже демонстративно. Неизбежны повторы и паузы. Если надо подумать - дается 2 минуты.

Обобщение комиссаром: пользуясь ссылкой на мнение (это по записям) повторяет оценки близко к тексту. И - про обязательность обсуждения.


Общие правила "огонька"

* говорят вполголоса
* хочешь сказать - подними руку
* внимательно слушай, дай договорить до конца
* критика не с целью унизить, но - помочь
* критикуешь - предлагай
* говорят, что думают
* правило свободного микрофона


Огонек - анализ дела

Проводится сразу по завершении дела (похода, экспедиции).
Психолого-педагогическая задача: научить участников видеть причины успеха или неудачи.
Время - от 25-30 минут до часа.

Cхема анализа:
- общая оценка дела,
- идея,
- как она выполнялась,
- как выглядела в реальности,
- каковы детали;

Анализ состоит из:
- выступления отдельных лиц;
- обсуждения по принципу свободного микрофона;
- оценка дела рабочей группой;
- обобщение сказанного (цель, трудности, как работали, оценка руководителя).

Из воспоминаний взрослого дозоровца (Женя Лишина-Кравчук):
"Вечные вопросы: Что было хорошо? Что - плохо? Как сделать, чтобы было лучше? - эти вопросы научили анализировать происходящее, свои действия, свою работу... К этим вопросам подходишь строго. Я сама помню, когда на огоньке была недовольна, когда о моем дежкомстве говорили: "Все хорошо, отличный дежком." И не было радостно от этого "хорошо". Значит, нужно смотреть глубже. Вот так мы учились анализировать..."


Откровенный разговор

Самая трудная форма обсуждения. Обсуждается каждый член группы как личность, дается общественная характеристика ему как человеку, товарищу, участнику общего дела.

Психологически - это прикосновение, иногда операция в чрезвычайно сложной и ранимой области личности - в ее самооценке.

Решающий фактор - защищенность.

Необходимые условия:
- создание особой тональности
- легенда
- введение (постановка задачи)
- обсуждение по принципу свободного микрофона
- время - по потребности
- добровольность

НЕЛЬЗЯ !
- разбор персонального дела!
- сведение счетов!
- захваливание!

Комиссар корректирует оценки, выступая последним.

Схема анализа:
- что меня привлекает в человеке?
- что мне не нравится в человеке?
- что мне хочется пожелать ему на будущее?

Можно проводить только на уровне нравственной зрелости группы.

Можно давать слово двум - трем, кого назовет становящийся под обсуждение + тот, кому очень нужно что-то добавить + комиссар.

Для новичков разговор предваряет легенда - введение, призванная дать образец для сравнения. При группе, имеющей опыт, это не нужно.

Принцип: обсуждается не человек, а его поведение, поступок. Человек не равен своему поведению и тем более - поступку. Он часто бывает или лучше, или хуже.

Нужна соответствующая песня - дающая настрой.

Не употреблять обтекаемых слов: "хороший мальчик..." (У нас плохих нет! Можно найти более точные и выразительные слова!)

Каждый хочет иметь друга, способного прямо и честно сказать о твоих достоинствах и недостатках. Каждому важно знать, каков он в глазах своих товарищей. Разговор требует мужества, честности, доброты и товарищества.

... На отношение - не обижаются !


Общие проблемы самоуправления

Трехэтапное обсуждение дня, дела, проблемы:
- на первом этапе - огонек
- на втором этапе - общий сбор, где выступают представители первичных коллективов
- на третьем этапе - совет командиров / комиссаров (СК).
Первый - по оргвопросам, второй - педсовет. Иногда их имеет смысл разделять, но далеко не всегда.

Доступ на СК, за редким исключением - свободный для всех, кто хочет послушать или принять участие (но не мешает).
Вызванные на СК в качестве конфликтных персон пользуются всеми правами участников общей деятельности, имеющих право голоса при решении спорных вопросов. Позиция обвиняемых должна быть снята: они - прежде всего - товарищи. Вместе с тем деловая обстановка СК позволяет достаточно тонко и точно инструментовать любую проблему, даже весьма острую. Решение СК не должны быть направлены на занижение самооценки кого-то из состава отряда. Дело СК - корректировать только способы самоутверждения личности, включая сюда ее ценностные ориентации, с точки зрения идеологии группы, требующие пересмотра.

В обиходе коммуны А.С.Макаренко практиковалось такое понимание наказаний:
- Существует два вида наказаний: наряд для новичка, арест для командира (отбывается в штабе - в центре колонии).
- Наказание не должно оглушать коллектив.
- Они не должны делаться бытом, т.е. должны быть настолько редки, чтобы весь коллектив обращал на них внимание.
- Наказание имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что все дело в том, что коллектив защищает общие интересы, иначе говоря, если он знает, что и почему коллектив от него требует.
- В наказании является важным не столько само содержание наложенных процедур, сколько факт их наложения и выраженное в этом факте осуждение коллектива
- Наказание должно назначаться только в том случае, если нарушитель открыто и сознательно идет на нарушение норм, пренебрегая требованиями коллектива.
- Наказания должны в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и в будущем готов не повторять этих своих ошибок.
- Необходимо, чтобы право наказания принадлежало одному человеку. Никто другой, кроме старшего уполномоченного коллектива, не имеет прав его накладывать. Но самое строгое и жестокое, такое как исключение, по А.С.Макаренко, всегда считается необходимым проводить через собрание. Общее собрание нужно не столько для того, чтобы наложить правильное наказание, сколько для того, чтобы каждый член общего собрания считал себя ответственным за решение.

Помимо применения института дежкомов, огоньков и общих сборов в обиходе сборов и экспедиций может быть использована система советов дела или сводных отрядов (СД или СО) для отдельных, локальных дел и заданий численностью от 2-х и более участников. Возможна также система ЧТП (чередующихся текущих поручений), когда первичные коллективы периодически по графику, сменяя друг друга, несут обязанность разных направлений.


Коллективные творческие дела (КТД)

КТД - активная форма познавательной, эстетической, идейно-политической деятельности.

Основные психолого-педагогические признаки КТД:

1. Проблемность, т.е. создание ситуации, требующей разрешения интеллектуальной или нравственной проблемы (или - хотя бы наилучшей организации предложенной темы, выбор идеи, ее сценического решения, выбора средств, демонстрирующих позицию группы и т.д.)

2. Информационная насыщенность - обилие новой информации, из которой группе нужно отобрать необходимую и достаточную для решения своей задачи.

3. Эмоциональную насыщенность. КТД - это игра, импровизация и в то же время сценическое действие, рассчитанное на эмоциональный отзвук зрителя.


КТД на обычном сборе или в экспедиции по своей организации и психологическому эффекту могут быть разделены на три основные группы.

Первая из них - дела, подготовленные первичными группами (отрядами), выступающими на общем сборе поочередно или параллельно.
Например: концерт-ромашка, концерт-молния, разнобой, час открытых и неоткрытых тайн, бои, викторины, инсценировки всякого рода, конкурсы, лотерейная газета, тематические выступления групп и т.д.

Вторая группа - дела, которые ведут небольшие группы (СД) инициаторов, а остальная публика - в основном исполнители задуманного, иногда в ситуации некоторой неопределенности, например в ролевой игре.
Это может быть: вечера вопросов и ответов, пресс-конференция, час просвещения, суды, борьба миров, рыцарские турниры, путешествия, ролевые игры и т.д.

Третья группа: КТД, проводимые фронтально с возможностью индивидуального выступления.

Это - вечера поэзии, путешествия, диспуты, дискуссии, спортивные игры и пр.

Деление на группы КТД относительно, но I группа в основном работает на сплочение первичного коллектива, на подъем общего развития. Уровень их непостоянен. Велика роль совета дела - инициатора КТД.

II группа КТД - позволяет подготовить и провести дело на хорошем уровне относительно малыми силами, тщательно организуя подготовку советом дела. Они эффективны, но относительно редки и действие их на личность отдельных участников трудно прогнозировать, а первичный коллектив чаще не задействован.

III группа КТД ориентированна на отдых и сближение всех участников макроколлектива. Не требует тщательной подготовки, помимо организационной. Они хороши, когда малыми силами нужно задействовать большие массы участников и успешно помогают создать общую атмосферу.


(C) О.В. Лишин, А.К. Лишина, Т.О. Сергеева, 1999 г.
Катя Раюшкина, перевод в электронный вид,
Елена Петрова, HTML-верстка, 2002 г.

Hosted by uCoz