Техника самоорганизации
Дежурный командир
Дежурный командир (дежком) - ДК - избирается первичным коллективом на срок от 1 дня до 1 месяца. Выполняет обязанности по поддержанию режима деятельности группы, определенному ее целями. Авторитет ДК должен быть максимально поддержан комиссаром. ДК подотчетен кругу, его избравшему, но не следует очень увлекаться разбором дежурства. Опыт показывает, что в первые дни сбора (лагеря, выезда, экспедиции) и в последние его дни лучше ставить на эту роль более ответственных и сильных организаторов. В большой по составу экспедиции целесообразно иметь ДК сбора и подчиненных ему ДК отрядов (групп, бригад). Это упрощает поддержание порядка. На "огоньке" ДК высказывается последним, перед комиссаром. На общем сборе ДК может подводить итоги за комиссара или параллельно с ним (по огрвопросам).Огонек и общий сбор отряда
Коллективное обсуждение прожитого времени, анализ проведенных дел, разбор складывающихся отношений, коллективное планирование. Воплощение идеи: "Сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем" - однако на разных этапах ее реализации. Психолого-педагогическая задача: научить участников деятельности осмыслению жизни. Привить им навыки коллективного анализа, коллективного мышления, культуру общения. Гарантия реальности: защищенность каждого, доброжелательный тон в коллективе. Критика с целью не унизить, но помочь. Отказ от высмеивания. Реальный вес каждого голоса. По Макаренко: ежевечерние собрание на двадцать минут, с 20.30 до 20.50 при регламенте - 1 минута. "За секунду - мысль, за минуту можно сказать 30-60 мыслей!" Цель сбора: постоянный контроль за отношениями и климатом общения, постоянное знание друг друга и первичного коллектива. Собрание должно стать традиционным! При анализе не зарываться в мелочи. Основная тема - развитие группы и деятельности.
Огонек и общий сбор не должны быть местом публичного наказания, сведения счетов, местом решения сложных проблем. Это, прежде всего процесс формирования и арена действия общественного мнения участников общей деятельности.
КЮФ (коммуна юных фрунзенцев) внесла:
1. Огонек - сбор: две ступени (первичная группа и весь коллектив).
2. Схему разговора.
3. Эмоциональную сторону (ритуал, песня, свеча...).
4. Форму "откровенного разговора" - обсуждение проявлений нравственного
облика участников деятельности за определенное время - 10 дней, месяц,
время похода, экспедиции.
Огоньку, по модели КЮФ, свойственны: прямота,
принципиальность, товарищество, чуткость, такт, умение видеть другого.
Виды "огоньков" по модели "КЮФ - Орленок":
* Огонек знакомства
* Огонек оргпериода
* Огоньки I, II, III десятидневок
* Огонек заключительного периода
* Огонек прощания
* Огонек - анализ дела
* Огонек - анализ дня
* Огонек - откровенный разговор
* Огонек - дежурного отряда
* Огонек - тематический
Мы приводим здесь только основные четыре варианта огоньков, наиболее типичных для сборов и экспедиций "Дозора".
Огонек знакомства
Огонек знакомства определяет эмоциональный настрой и содержание межличностных отношений в первые дни выезда, сбора, экспедиции. Имеет целью сформировать у новичков представление об отряде, о своем месте в отряде в положительном эмоциональном ключе. Основывается на психологическом факте, что первоначальное восприятие определяется по преимуществу эмоциональными моментами, которые опережают рациональные, логические построения и обладают огромной информативной значимостью. Содержание огонька знакомства:Варианты проведения:
Выделение творческих групп: по именам, по кругам интересов (любители
кино, мороженого, футбола, книжек и т.д.).
Можно: рассказ не о себе, а о герое, отце, знакомом - что привлекает, о дне, который запомнился - все
это характеризует человека.
Огонек оргпериода
Психолого-педагогическая задача: научить участников правильному поведению на огоньке и технике обсуждения.
Нужно утвердить традицию:Обобщение комиссаром: пользуясь ссылкой на мнение (это по записям) повторяет оценки близко к тексту. И - про обязательность обсуждения.
Общие правила "огонька"
* говорят вполголосаОгонек - анализ дела
Проводится сразу по завершении дела (похода, экспедиции).Из воспоминаний взрослого дозоровца (Женя Лишина-Кравчук):
"Вечные вопросы: Что было хорошо? Что - плохо? Как сделать, чтобы
было лучше? - эти вопросы научили анализировать происходящее, свои действия,
свою работу... К этим вопросам подходишь строго. Я сама помню, когда на
огоньке была недовольна, когда о моем дежкомстве говорили: "Все хорошо,
отличный дежком." И не было радостно от этого "хорошо".
Значит, нужно смотреть глубже. Вот так мы учились анализировать..."
Откровенный разговор
Самая трудная форма обсуждения. Обсуждается каждый член группы как личность, дается общественная характеристика ему как человеку, товарищу, участнику общего дела. Психологически - это прикосновение, иногда операция в чрезвычайно сложной и ранимой области личности - в ее самооценке.Решающий фактор - защищенность.
Необходимые условия:
- создание особой тональности
- легенда
- введение (постановка задачи)
- обсуждение по принципу свободного микрофона
- время - по потребности
- добровольность
НЕЛЬЗЯ !
- разбор персонального дела!
- сведение счетов!
- захваливание!
Комиссар корректирует оценки, выступая последним.
Схема анализа:
- что меня привлекает в человеке?
- что мне не нравится в человеке?
- что мне хочется пожелать ему на будущее?
Можно проводить только на уровне нравственной зрелости группы.
Можно давать слово двум - трем, кого назовет становящийся под обсуждение + тот, кому очень нужно что-то добавить + комиссар.
Для новичков разговор предваряет легенда - введение, призванная дать образец для сравнения. При группе, имеющей опыт, это не нужно.
Принцип: обсуждается не человек, а его поведение, поступок. Человек не равен своему поведению и тем более - поступку. Он часто бывает или лучше, или хуже.
Нужна соответствующая песня - дающая настрой.
Не употреблять обтекаемых слов: "хороший мальчик..." (У нас плохих нет! Можно найти более точные и выразительные слова!)
Каждый хочет иметь друга, способного прямо и честно сказать о твоих достоинствах и недостатках. Каждому важно знать, каков он в глазах своих товарищей. Разговор требует мужества, честности, доброты и товарищества.
... На отношение - не обижаются !
Общие проблемы самоуправления
Трехэтапное обсуждение дня, дела, проблемы:
- на первом этапе - огонек
- на втором этапе - общий сбор, где выступают
представители первичных коллективов
- на третьем этапе - совет командиров / комиссаров (СК).
Первый - по оргвопросам, второй - педсовет. Иногда их
имеет смысл разделять, но далеко не всегда.
Помимо применения института дежкомов, огоньков и общих сборов в обиходе сборов и экспедиций может быть использована система советов дела или сводных отрядов (СД или СО) для отдельных, локальных дел и заданий численностью от 2-х и более участников. Возможна также система ЧТП (чередующихся текущих поручений), когда первичные коллективы периодически по графику, сменяя друг друга, несут обязанность разных направлений.
Коллективные творческие дела (КТД)
КТД - активная форма познавательной, эстетической, идейно-политической деятельности. Основные психолого-педагогические признаки КТД: 1. Проблемность, т.е. создание ситуации, требующей разрешения интеллектуальной или нравственной проблемы (или - хотя бы наилучшей организации предложенной темы, выбор идеи, ее сценического решения, выбора средств, демонстрирующих позицию группы и т.д.) 2. Информационная насыщенность - обилие новой информации, из которой группе нужно отобрать необходимую и достаточную для решения своей задачи. 3. Эмоциональную насыщенность. КТД - это игра, импровизация и в то же время сценическое действие, рассчитанное на эмоциональный отзвук зрителя.(C) О.В. Лишин, А.К. Лишина, Т.О. Сергеева, 1999 г.
Катя Раюшкина, перевод в электронный вид,
Елена Петрова, HTML-верстка, 2002 г.