Военно-поисковый отряд Дозор


О.В. Лишин, А.К. Лишина, Т.О. Сергеева. 1999 г.
Заветное слово комиссару-дозоровцу.


Психологические механизмы воздействия группы
на личность подростка и юноши

(по Л.И. Божович и В.М. Сергееву)

Вступая в группу, подросток и юноша преследует ситуативные цели - интересно провести время, расширить круг друзей, может быть, найти себе референтную группу (группа значимых для подростка людей, на мнение которых о себе он ориентируется).

Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней "своим". При этом возможны варианты поведения - от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами.

Следует иметь в виду, что личность новичка, вступая в группу, создает новую ситуацию: меняется и личность, и группа. Вопрос: Кто меняется глубже? Кто изменится больше? Поэтому коммунарский отряд, приглашая к себе новичков, т.б. старших подростков или юношей, должен обладать определенным запасом прочности. Иначе сильный новичок может очень основательно скорректировать "под себя" группу. Так или иначе, но первая стадия - адаптация бывает завершена или вхождением новичка в группу, или его уходом - временным или постоянным.

На втором этапе схваченная человеком словесно сформулированная или подсознательно усвоенная манера поведения и найденная "социальная ниша" превращают новичка в полноправного члена группы. Стиль поведения освоен. Но он может быть освоен только в рамках группы. Выходя во двор или уходя домой, член группы может прощаться со своим "групповым" стилем и принимать совсем иные нормы. Это означает, что "акт формирования личности" еще не произошел. Стиль поведения и отношений, принятый группой, усвоен лишь как средство "быть своим" и не стал личностным качеством человека.

На третьем этапе происходит (если происходит!) усвоение ценностных ориентаций и норм поведения в качестве собственно личностных черт, независимо от существования или не существования группы, которая их "породила". Связь с групповой активностью здесь прямая - чем более личностная позиция человека определяет его активность в групповой деятельности, тем более основательно перестраивается его личность под влиянием этой деятельности и этих отношений. Так, пребывание в роли комиссара в коммунарском объединении влияет на человека сильнее, чем пребывание в роли посетителя коммунарского сбора и даже участника-исполнителя.

Итак, первоначальное принятие норм отношений и поведения происходит под влиянием потребности, естественной для всякого человека: "быть своим", в результате требований группы - "навязывание" ею определенных норм.

Позже, освоившись в группе, человек рано или поздно оказывается перед выбором различных способов действий и перед необходимостью решать. Решение, принятое сознательным путем в пользу определенных норм и традиций, обладает дополнительной нравственной силой.

Обладая определенным опытом такого рода действий, личность оказывается способной к нравственному поступку уже без рассуждений и колебаний, к определенному отношению к людям, с которыми уже вне группы его сводит судьба.

Отсюда становится понятным, насколько важна убежденность комиссарского состава и умение действовать согласованно в непредсказуемой ситуации педагогического воздействия на ребят-новичков. Это - во-первых.

Кроме того, опыт деятельности участников группы в качестве ДК, в советах дела в творческих делах в роли политбойца и тем более - комиссара, естественно ставит их перед необходимостью принимать решения, исходя из понимания себя и задачи, умения понять другого - т.е. внутренне встать на его позицию, уловить, какие потребности эту позицию определяют и формируют.

Разнообразие ролей в дружественной обстановке отряда позволяет попробовать себя в разных ролях и вне зависимости от всякой роли, в любой из них сохранить свое личностное лицо. Роль не должна прирастать к человеку. В каждом человеке он должен видеть себя и каждого человека - в себе - тогда он сможет быть самим собой практически в любой жизненной ситуации и внутренне быть свободен.

Эта задача не всегда легко решаема, но поставьте себе целью научиться ее решать. Может быть, это и есть главное психологическое качество комиссара.

"...моя способность видеть расширилась, - пишет индийский психолог Дипак Чопра, - Когда я смотрел на человека, я не мог не видеть его семьи и друзей. Они тоже служат продолжением человека, и оно многое говорит мне о том, кто этот человек на самом деле. Потом я стал видеть еще больше. Я начал видеть то, что находиться под маской физического внешнего вида. Я видел эмоции, желания, страхи и мечты. Конечно, все они тоже являются частью человека, у вас есть глаза, чтобы их видеть."


(C) О.В. Лишин, А.К. Лишина, Т.О. Сергеева, 1999 г.
Катя Раюшкина, перевод в электронный вид,
Елена Петрова, HTML-верстка, 2002 г.

Hosted by uCoz