Военно-поисковый отряд Дозор




Краткая история отряда ``Дозор''

Москва, декабрь 1996.

``Дозор'' возник в 1973 году, в сентябре-ноябре, как отряд школьного актива, в основном из старшеклассников. Основной задачей отряда было освоение и пропаганда коллективных норм жизни и методов коллективного воспитания (``коммунарство'' по И.П.Иванову). В 1974 году мы всем тогдашним составом выезжали в Петрозаводск, где опыт коммунарских сборов позволял полнее познакомиться с этой системой. Отряд в 1974-75 годах работал преимущественно на свою собственную школу, стараясь создать в ней систему коллективного самоуправления. Успехи были, но одновременно усиливалась педагогическая и административная оппозиция. В основном в эти и последующие - семидесятые - годы ``Дозор'' действовал под флагом ВЛКСМ. Помощи от комсомола и тем более партийных органов, конечно, не было и следа, но теоретически ВЛКСМ давал ``крышу''.

Постепенно круг ребят в отряде расширялся за счет народа из других школ района, сначала 178 и 914, где преподавала А.К. Лишина, потом ``знакомые приводили знакомых''. В 1976 из ``родной школы'' нас выдавили ``в лице меня'' с помощью РОНО (там к этому времени сменился заведующий, который нас защищал в начале). Однако школа 38 еще год-два козыряла в отчетах именем ``Дозора'', которого реально не было - он переместился в Дом Пионеров (ДП), вопреки попыткам директора школы и РК КПСС этому воспрепятствовать.

1976/77 учебный год прошел под знаком работы в ДП Гагаринского района в форме сборов для школ района, работы с вожатыми и старшеклассниками школ. Цель все та же - пропаганда коллективных норм жизни ребят и методов строительства коллектива. Весной 1977 года на наш ДП и на нас собственно пошел войной райисполком и только подняв скандал на уровне Министерства Просвещения РСФСР, удалось отбиться и нам и директору ДП. Все это имеет смысл рассказывать только потому, что эта история дает представление о взаимоотношениях ``советской власти'' и ``советской школы'' с ребячьими коллективами, работавшими сколько-нибудь последовательно в русле провозглашаемых КПСС и Сов. властью лозунгов коллективизма. Давили их тоже последовательно и прямо пропорционально эффективности их работы.

Далее - работа в интернате 72, со школьниками разных школ Москвы, со студентами психфака МГУ, МОПИ им. Крупской. Сначала - в прежнем ключе. Потом все больше стало очевидно, что надо искать свою форму работы помимо коммунарских сборов. В эти годы от ``Дозора'' отпочковались или под его влиянием возникли несколько групп молодежи сходного профиля. Среди них - ``Трубач'' в Кирове, ``Клинок'' в Коломенском пединституте, группа студентов МГУ, МОПИ, МГПИ. В эти годы я уже стал психологом, постепенно набирая опыт осмысливания того, чего делаем. Стало понятно, что цель нашей работы - формирование того, что называлось сначала ``коллективистической'', а позже - точнее - ``гуманистической'' направленностью личности - т.е. системы мотивов, определяющих подсознание, сознание и поведение человека в течение всей его жизни. Это не насилие над личностью, а лишь предоставление тому, кто этого хочет, возможности жить в атмосфере создаваемой самим человечности.

В начале 80х мы, наконец, бросили якорь в Краснопресненском Доме Пионеров, позднее ``ДЮЦ - Пресня'', и на четырнадцать лет (до сих пор) он стал базой ``Дозора'', отчасти студенческого, отчасти школьного отряда. В эти годы мы стали отрядом не только ``педагогическим'', но еще и ``военно-поисковым'', взяв идейную эстафету, наверное, все-таки у Ю.Р. Барановского, одного из первых педагогов-поисковиков России.

Военный поиск привлек нас смыслом бескорыстной заботы о живых и неживых, но близких нам (психологически близких, поскольку война 1941-45 была в глазах народа войной коллективизма-гумманизма с эгоизмом, личным и государственным). Предательство сталинской банды - за кадром - не оно определяло настроение масс, хотя объективно было причиной гибели миллионов. В этом, кстати, разница гитлеризма и сталинизма - первый делал ставку на низменные чувства и мотивы, второй - на высшие. Что подлее - бог весть, но разница - существенная, хотя и та и другая ``ставка'' была лишь рычагом для массового использования людей в качестве дров для высочайших каминов. В сущности, то же и сейчас происходит, хоть и с вариациями.

Но задача интеллигенции, педагогов по призванию во всяком случае - это воспитание человека-гуманиста, хотя бы для того, чтобы увеличить шансы выживания человечества на земле. Но и - гуманист (психологически - ``человечный'' человек) сильнее личностно, выживает там, где эгоист ломается. Больше шансов на счастье.

Сейчас ``Дозор'' очередной раз в кризисе - в основном, кадровом. У нас (я имею в виду меня и А.К.) мало сил и времени, возможностей набирать новичков и работать с ними (а об отряде необходимо думать 25 часов в сутки - только тогда все будет хорошо). Но - теплимся и пока что теплиться будем, как и педагогический и военно-поисковый отряд (или клуб - кому как нравится). Еще и психолого-педагогический к тому же. Написано две книги (О.В.Лишин, А.К.Лишина. Это нужно живым. М. Педагогика. 1989, О.В. Лишин. Педагогическая психология воспитания. М. Институт практической психологии 1997.), найдено и захоронено около 2 тысяч пропавших без вести. Кому-то помогли жить по-человечески. В общем, делаем, что можем.

Лишины Олег Всеволодович и Аркадия Константиновна.

Hosted by uCoz