Валентин Дмитриевич Берестов
БЕССМЕРТНОЕ УСИЛИЕ СЕРДЕЦ
Как-то я написал стихотворение о войне, о ленинградской блокаде. Посвятил
его Павлу Филипповичу Нилину. Вот оно:
ПОРТРЕТ
Блокада. Ночь. Забитое окно,
Мигающих коптилок тусклый свет.
Из мрака возникает полотно.
Художник пишет женщины портрет.
Она сидела, голову склоня,
И думала в голодном полусне:
"Вот я умру... А что-то от меня
Останется на этом полотне".
А он писал в мигании огня
И думал: "На войне как на войне.
Пусть я умру! Но что-то от меня
Останется на этом полотне".
Однако мне самому не пришлось страдать в блокадном Ленинграде. Во
время войны, беженец из Калуги, я жил в Ташкенте.
Там впервые встретил и взрослых, и своих ровесников-подростков, и совсем
маленьких детей, переживших блокаду. Особенно меня поразил пятилетний художник
Боря Власов своими пейзажами осажденного города и степных разъездов, увиденных
им на пути в Среднюю Азию. Я никогда не расспрашивал блокадников о пережитом,
а только ловил то, что они сами расскажут ненароком.
Так было и в 1956 году, когда я познакомился с поэтом и фронтовиком
Владимиром Александровичем Лифшицем и его женой Ириной Николаевной. Лифшиц
написал о блокаде не только стихи, но и повесть "Петроградская сторона",
чистую и честную. Она на мой взгляд незаслуженно забыта и не переиздается.
Ирина Николаевна вспомнила, как в дни блокады позировала Владимиру
Лебедеву. Я еще не имел ни малейшего представления о Лебедеве-портретисте,
знал его лишь как детского художника, соавтора любимых мною книжек Маршака
"Детки в клетке", "Цирк", "Усатый-полосатый"... Лебедев писал, а женщина
думала: "Вот умру, а что-то от меня останется". С виду обычная картинка:
художник пишет, юная женщина позирует. Но ведь это Ленинград, блокада.
За портретом - сопротивление голоду, фашизму, войне. И смерть грозит этой
ленинградке не когда-нибудь, а, может, сегодня или завтра. Какой сюжет!
- Вот и возьмите его себе, - улыбнулся Владимир Лифшиц.
Так возник у меня еще туманный замысел стихов. Он сделался окончательно
моим, когда в один прекрасный день меня вдруг осенило, что и художник думал
тоже самое: "Умру, а что-то от меня останется". Правда, женщина имела в
виду свой облик на холсте, а художник - искусство, с каким он ее изобразил.
Нужно сказать, что парадокс - для меня гарантия жизненной правды,
в нем - естественный драматизм истины. Тогда я не знал, (это свойство открыл
у меня критик из Минска Валерий Нефедов), что без парадокса не могу написать
ни стихов, ни прозы, ни даже перевести чужие стихи. Ну, а уж если есть
парадокс, то стоит биться над стихами.
Сначала взялся писать поэму четырехстопным ямбом. Ее героиня была
то дружинницей, то зенитчицей, то медсестрой, а художнику я дал работу
в "Боевом карандаше", где он каждый день с омерзением писал очередную карикатуру
на Гитлера, От того замысла остались стихи, посвященные Кукрыниксам:
Почти на каждом крупном здании
И на страницах всех газет
У нас почаще, чем в Германии,
Встречался Гитлера портрет:
Сапожки, усики и челка,
И взгляд затравленного волка.
То фюрера лупил приклад,
То штык ему вонзался в зад.
На разбомбленные кварталы,
На нас, голодных, он, бывало,
Глядел, осклабясь, со стены.
И хохотало, хохотало
Все население страны.
Да, но Ирина Николаевна рассказала мне, что в короткий зимний день
Ленинград выглядел пустоватым и магическим, будто белой ночью. Они и в
самую страшную пору видели в своем городе красоту, эти ленинградцы. Итак,
поэмы у меня не вышло, взялся за балладу и, не мудрствуя лукаво, выбрал
излюбленный ритм Киплинга. Но чужой конь, на какого я, было, вскочил, тут
же меня и сбросил. Ни в поэме, ни в балладе не было вдохновения, а значит,
и правды.
И снова завертелись в уме простые слова ленинградки: "Вот умру, а
что-то от меня останется". Останется где? На холсте, на полотне...
Вот я умру. Но что-то от меня
Останется на этом полотне.
Так музыка стихов определилась, появилась правда интонации.
Странно, что мне и в голову не пришло взглянуть на портрет, о каком
шла речь. А ведь Ирина Николаевна тогда еще не передала его в музей в Тбилиси.
Портрет я увидел много лет спустя на выставке В. Лебедева в Академии художеств.
Написан при солнце, день скорее всего летний. А мне нужны для полной правды,
для обобщения предельные условия: ночь, мороз, лицо женщины и холст освещены
догорающими коптилками. Тем не менее у Ирины Николаевны, когда я прочел
стихи, никаких замечаний не было.
Меня тревожило и еще одно - калька с французского - "на войне как
на войне". Но, во-первых, выражение давно обрусело. А во- вторых, сей наполеоновский
галлицизм вполне уместен у старого петербуржца, который, может, учился
в Париже и выставлялся там.
Несколько слов о посвящении. Как-то прочел "Портрет" Павлу Филипповичу
Нилину.
- Вообще-то неплохие стихи, - сказал он. - А теперь посвяти их мне!
Я сделал это, не задумываясь. Тем более, что Нилина чуть не в каждом
сочинении занимала мысль, а что останется после нас. .. Рассказ о гражданской
войне "Модистка из Красноярска". Сибирское село. Метель. На одном конце
села ее пережидают партизаны, на другом - белые. Вот-вот завяжется бой.
И тут одного из партизан принимается обольщать прелестная модисточка, чудом
попавшая в таежную избу. Это сделал для потехи, чтоб поднять дух товарищам,
молодой партизан. Он очень удачно сыграл роль очаровательной барышни. А
через несколько часов погиб в бою. Но потом, скорбя по нем, все вспоминали
модистку из Красноярска и смеялись.
Нилину мои стихи всегда казались слишком короткими. Не был исключением
и "Портрет".
- А дальше? - спрашивал он. - Вот они оба угасли, и художник, и женщина.
А если и портрет погиб? Что же осталось? А, наверное, осталось что-то...
У меня были какие-то наброски. Прочел их Нилину:
Ложились их мечты на полотно
И чувства, для которых смерти нет.
А полотно? Сгорело и оно,
Сгорело и оно в огне тех лет.
Так что ж осталось? Подвести черту?
Поверить, что конец - всему венец?
Я предпочту поверить в правоту
Бессмертного усилия сердец.
- Бессмертного усилия сердец, - повторил Нилин. - Если можешь, не
снимай эти две строфы.
Не выполнил просьбы, снял. Музыка стихов кончилось раньше.
В таком виде в 1959 году Сергей Сергеевич Смирнов издал "Портрет"
в "Литературной газете" где он стал редактором. Я был счастлив, что стихи
понравились человеку, открывшему героев Брестской крепости. А через некоторое
время публикация получила неожиданный отклик.
- Лови "Голос Америки"! - позвонил приятель. - Митрополит Иоанн Сан-Францисский
разбирает твои стихи. Очень тебя хвалит!
"Не поздоровится от этаких похвал". - подумал я. По "Голосу Америки"
передавали пасхальную проповедь. Митрополит Иоанн сообщил из Сан-Франциско,
что недавно прочел в "Литгазете" стихи русского поэта (мою фамилию он произнес
не с тем ударением). Прекрасно поставленным голосом продекламировал "Портрет"
и стал разбирать стихи. "Так и видишь эти две одинокие души", - говорил
он. И после похвал произнес: "Русский поэт ищет бессмертие не на том пути.
Бессмертие вещей, бессмертие идей, бессмертие людей - это нашептали ему
лукавые революционеры и реформаторы. Но все это, говоря его же словами,
"мигающих коптилок тусклый свет". Истинное бессмертие состоит..." - и изложил
соответствующие церковные догматы. Он не знал про мои строки "я предпочту
поверить..."
Шло время. В начале шестидесятых в Ленинграде собралось всероссийское
совещание поэтов. Ораторы много говорили о проблемах поэзии и почти столько
же - о красном свитере, в каком явился Евтушенко, и его нескромных стихах
"Ты говорила шепотом: "А что потом? А что потом?" По вечерам поэты выступали
в разных аудиториях города. Мне выпала честь выступить в университете.
Читал я после кого-то хорошего и популярного. Студенты и преподаватели,
отбив ладони, приходили в себя, переговаривались. Настала моя очередь.
Стою на полукруглой кафедре с низенькой металлической решеткой. Жду, когда
водворится тишина. И - сразу:
Блокада. Ночь. Забитое окно...
Все лица вмиг обратились ко мне. Ленинградцы приняли "Портрет", а
заодно и все остальное!
Наутро Борис Слуцкий, большой любитель живописи, повел нас с Евгением
Винокуровым на выставку Кустодиева в Русский музей. По дороге оба поэта,
не стесняясь моим присутствием, стали обсуждать причины моего вчерашнего
успеха:
- В чем дело? Ведь он не пошлый?
- Нет, не пошлый.
- И про любовь почти не читал?
- Да, про любовь маловато.
- Политических намеков вроде бы не было?
- Да нету у него политики!
- Чем же он взял студентов?
- Понял! - воскликнул Винокуров. - Он стал за кафедру, глянул на них,
и они решили: "Этот доцент двоек ставить не будет!"
Оба они, бывшие фронтовики, написали столько сильных стихов о войне,
что почти не заметили двенадцати строк, которые мне так нелегко дались.
Всю жизнь ощущаю какую-то вину, что ли, перед теми, кто воевал или
перенес блокаду. Я не испытал того, что испытали они. "Портретом" я лишь
хотел сказать, что люблю и понимаю их. Пусть стихи остаются такими, какими
вылились тогда. Править, добавлять не буду.
Что же касается "бессмертного усилия сердец", то проблема бессмертия
не только расширила свой философский смысл, но приобрела и практический.
С одной стороны, человечество может погибнуть от ядерной войны, от экологической
катастрофы. А с другой, заговорили уже о клонировании, ищут гены старения
организма... Вот как выглядят ныне мысли и чувства, обуревавшие меня в
то время, когда я бился над последними, отброшенными строфами:
Если человеку дышать не дадут,
Проживет он несколько минут.
Если человеку не давать питья, -
Несколько дней житья.
Если человеку не давать еды, -
Несколько недель до последней беды.
Если человеку не давать чего-то,
А чего - пока для всех секрет,
То согласно статистическим отчетам
Проживет он в среднем семь десятков лет.
Что же нужно нам, как воздух,
Как вода и как еда,
Чтобы сделались веками
Наши краткие года?
Мне почему-то кажется, что эта проблема как-то решится, если человечество
отдаст на ее решение часть средств и умов, которые теперь тратятся на совершенно
противоположные цели.
1980