журнал "Дружба народов", No 4, 1993 г, рубрика "Как на духу".
Вячеслав Кондратьев
РАЗУМ ПРОТИВ БЕЗУМИЯ
Прошло очень много лет, в марте мы отмечали 50-летие освобождения Ржева,
и хотя фронтовики часто говорят, что войну не забудут никогда, все же она забывается.
По странной способности памяти из нее уходит самое тяжелое и страшное. И я, тоже часто
говоривший, что кошмар боев подо Ржевом никогда не забуду - увы, что-то уже призабыл.
Но вот недавно полученное письмо от военно-поискового отряда "Дозор", возглавляемого
О.В.Лишиным и А.К.Лишиной, людьми давно знакомыми, - посвятившими себя святому и благородному
делу, - письмо, в котором они, используя архивные материалы, описали трагедию 915 стрелкового
полка, - оказалось для меня неожиданным ударом и больно полоснуло по сердцу.
Вот эти сухие и лаконичные строки военного донесения, время - февраль, март 42 года,
месяцы и моего нахождения в местах близких от экспозиции 915 полка:
"...Полк получил пополнение - 450 бойцов, которое в тот же день по приказу комдива
было введено в бой по овладению дер. Тимонцево. В результате неподготовленности людей,
отсутствия помощи артиллерией и соседями полк понес большие потери, почти полностью погибло
полученное пополнение. Противник безнаказанно вел усиленный артиллерийский, минометный и
пулеметный огонь с 3-4 направлений. В полку осталось 32 бойца. (...) Полк еще получил
пополнение - 196 человек и уже через три дня снова был брошен в наступление. В результате
в полку осталось 9 человек бойцов. (...) Затем последовал новый приказ на наступление. В бой
отправилось 39 штыков. Задача, конечно, не решена. 24 февраля полк числом 19 штыков с тремя
пулеметами и тремя орудиями удерживает оборону протяженностью около 2-х километров. (...)
Считаю, что дальше такое положение продолжаться не может, - заканчивает автор донесения, -
так как и в тыловых подразделениях осталось: в саперной роте - 2 человека, в химвзводе - 3,
в роте связи - 14 человек".
Когда в конце семидесятых я закончил повесть "День победы в Черново", где описал бой,
в котором участвовало тоже всего двадцать штыков, я еще думал, что такое происходило только
у нас, в нашей горемычной бригаде, которой не повезло ни с комбригом, ни с комбатами.
Потом узнал из писем участников боев подо Ржевом, из книги "В боях за Ржев", что подобное
случалось по всему Калининскому, да и по Западному фронту, однако мне никогда не приходилось
читать такое вот подлинное донесение, где одни голые факты и цифры, потрясшие меня больше,
чем собственные, затухшие уже воспоминания, больше, чем все читанное о ржевских боях.
Эти цифры и факты заставили вспыхнуть память, и я снова оказался у заваленного трупами
овсянниковского поля, в ожидании рокового приказа о наступлении, после которого и мне и
моим товарищам придется ступить на это поле... И ни у меня, ни у моих бойцов ни единого
шанса избежать судьбы тех, кто в посеченных пулями и осколками шинелях остался навечно здесь...
Состояние обреченности и понимание того, что наступление бессмысленно, что не пройти нам это
поле, - было ужасно, и не дай Бог кому-нибудь испытать подобное.
Но вот сейчас я каждый день вижу на экране телевизора едущих на танках или бронетранспортерах
мужчин, улыбающихся и победоносно помахивающих оружием. И не юнцов, какими были мы на той войне,
а взрослых мужиков, и мне становится страшно. Они что, не понимают, что едут убивать! Убивать
не врагов, вторгшихся на их землю - убивать своих соседей, с которыми жили бок о бок в течение
сотен лет, соседей, с которыми, возможно, и дружили, разделяли трапезу, пили... Вижу и другое,
с каким азартом, увлеченно суетятся мужички около установок "Алазань" и пускают эту смертоносную
ракету по городу или селу, где обитают и женщины и дети! Это уже выше моего понимания. Что же
случилось с людьми? А каково слышать из уст вроде бы интеллигентного человека, что Грузия может
решить абхазскую проблему, пожертвовав ста тысячами грузин, чтобы уничтожить сто тысяч абхазцев.
Эти слова толкуются по-разному. Говорят, что в них вложен был иной смысл. Но меня пугает
сама эта страшная арифметика, когда жизни тысяч людей становятся предметом пропагандистского
манипулирования. И такое я слышу от представителей древней нации! Слышу на пороге ХХ1 века!
Но никто, по-моему, об этом не задумывается. Что же происходит? Почему разом смыта из сознания
миллионов людей элементарная мораль?
Неужто и правда, как писалось недавно в "МН", человечество пропустило третью мировую войну
и накопившаяся агрессивность разряжается сейчас в национальных войнах. Потому-то, может, и
воюют в охотку, и ладно бы в охотку, воюют с патологической жестокостью, зверствуя, издеваясь
над ранеными, пленными, насилуя женщин и мародерствуя. Тут уж наверняка сказывается страшный опыт
Афгана, через который прошли многие из воюющих теперь. А может, эта жестокость осталась от
казармы и дедовщины? Или вообще за 50 лет, прошедших после войны, общество наше так деградировало,
так нравственно опустилось? Вопрошаю сам себя и не нахожу ответа, потому что за четыре года
Отечественной войны я не видел и не знал ни об одном случае, когда пленному немцу отрезали уши,
выкалывали глаза. Не было такого. Бывали случаи, когда кто-нибудь из бойцов, чаще всего из тех,
чьи родные места были оккупированы, не доводил пленного до штаба, но чтоб издеваться так, как
издеваются сейчас - не было! Не кощунствовали над трупами.
Более того, как наша пропаганда ни внушала нам ненависть к немецкому солдату, я не замечал,
что ею были охвачены все. Понимали многие, что армия немецкая не добровольческая, а мобилизованная,
а раз призвали солдата, заставили присягу принять, то тут, хошь не хошь, а воевать надо.,
вот и воюют, испытывая все тяготы фронта, как и мы, грешные: и голодуют порой, и холодуют,
и помирают от ран в мучениях, и вшей кормят... Порой даже возникала какая-то странная солидарность -
одинаковые же муки принимаем.
Знаю я об одном случае братания, случившегося на том же Калининском фронте. В канун нового
42 года на наши позиции приполз пожилой немецкий солдат, воевавший в первую войну, знавший
немного по-русски, и предложил вместе отметить Новый год. Сказал, что придут несколько человек
без оружия, разумеется, но со шнапсом и закуской. Командир отделения согласился, посоветовавшись
со своими бойцами, которые прельстились не столько шнапсом, сколько едой. Нарушил идиллию
праздника политрук, пришедший проверить посты и услышавший раздающиеся из землянки песни на
немецком языке. Наши после шнапса и еды сомлели, задремали, а немцы наяривали свои рождественские
песни. Ну, и политрук с автоматом в землянку - "Хэнде хох!" и так далее. Немцев пленили,
отделенного расстреляли, бойцов расформировали по разным подразделениям, а может, и что
другое с ними сотворили, но так было сказано в приказе по Калининскому фронту об этом ЧП.
Как не покажется странным, но в той жесточайшей идеологической войне с огромными
жертвами с обеих сторон, иногда случались "приступы человечности", по выражению И. Дедкова
из его статьи "Пядь ржевской земли", причем не только со стороны советских солдат, но и со
стороны немецких. Несколько таких случаев я знаю, но скажу лишь об одном, о котором рассказал
мне инженер из Омска, воевавший в пехоте-матушке. Был он самый малорослый в роте, потому-то
его и посылали на нейтралку за водой, к ручью, которым пользовались и мы, и немцы, без слов
договорившись друг в друга не стрелять. Так вот приполз он с пятнадцатилитровым бидоном за
водичкой и вдруг видит какой-то сверточек около ручья. Поколебавшись, проверив рукой нет ли
какой проволоки к этому сверточку, не заминирован ли, он взял его и, позарившись, развернул:
оказалась там плитка шоколада. Поначалу он и его товарищи есть шоколад побоялись - а вдруг
отравлено, потом все же слопали за милую душу. Наверно, какому-то немецкому солдату из пожилых напомнил этот
русский маленький солдатик сына или младшего братишку, вот и решил сделать ему презент...
Трудно, кажется, поверить, но были такие случаи, были потому, что человек и на войне
остается человеком, находясь все время под смертью, остаются в нем проблески человечности.
Я и тогда радовался, что мы не озверели, а потом гордился своим поколением, которое, вернувшись
с войны, не потеряло человеческие чувства... Хорошо помню, когда лежал в эвакогоспитале в
Великополье, недалече от Великих Лук, заходили мы в отдельный домик, где лежали раненые
немецкие солдаты. Нам было просто любопытно и хотелось узнать, что же из себя представляет
противник. И мы вели абсолютно мирные разговоры: откуда солдат, кто он по профессии? Я чаще
всего говорил с солдатом-журналистом, он очень интересовался, почему мы стали сильнее (это
был конец 43 года), я же спрашивал, как интеллигенция немецкая могла поддаться геббельсовской пропаганде?
А ведь это была война с людьми из другого мира, нами незнаемого, людьми, совсем чуждыми
нам. Не раз я заставал в этом домике военврача, прекрасно говорившего по-немецки и оживленно
беседующего с немцами, часто бывал там один из наших, раненый солдат, тоже хорошо знающий немецкий.
Их разговоры, наверно, были более содержательными, чем мои, поскольку я уже подзабыл язык и с трудом подбирал слова.
Я не хочу утверждать, что такая благостность царила везде, были, конечно, и жестокость,
и эксцессы, особенно тогда, когда вошли в Восточную Пруссию, но надо признать, они быстро были
пресечены приказом высшего командования, который строго карал за такие деяния, вплоть до расстрела.
Поэтому-то мне просто невозможно понять то, что происходит сейчас в Закавказье и что
происходило в Приднестровье. Абсолютно не укладывается в сознание то, что эти воюющие в охотку
люди не понимают или даже не желают понимать всю бесперспективность и бессмысленность бойни,
которая может нарушить генофонд малочисленных народов. Может же случиться так, что останется
земля предков, останется суверенитет, а жить-то будет некому. Можно, конечно, обвинять и народ,
поддавшийся националистической пропаганде, но, на мой взгляд, ответственность лежит на политиках
и на интеллигенции, оказавшейся подчас неспособной противопоставить националистическому угару
те гуманистические принципы, которые она должна по своей сути исповедывать: бесценность каждой
человеческой личности и ее неотъемлемое право на жизнь.
В прошлом году в "Известиях" была опубликована большая и умная статья Владимира
Войновича "Сила против насилия", под которой я готов подписаться обеими руками. Но прошла
эта статья незамеченной, никто на нее не откликнулся и, наверное, не случайно. В ней говорилось,
что мировому сообществу необходимо создать мощные полицейские силы, способные пресекать
национальные бойни. Однако нашим ультрадемократам такое показалось слишком не демократичным,
а зря: пришлось же ввести миротворческие войска в Приднестровье, и кровь перестала литься.
И если в Карабахе, в самом начале конфликта было бы сделано то же самое, то, возможно,
противоборствующие стороны давно бы договорились, и безумие насилия не распространилось на другие регионы.
И когда я вижу на экране телевизора изуродованные трупы женщин, детей, вижу разрушенные
прекрасные города и села, мне просто физически хочется раздвинуть воюющие стороны и поставить
между ними какой-то заслон, который не дал бы возможности обезумевшим в своих национальных
амбициях людям убивать друг друга. Неужто так трудно перестать убивать? Перестаньте, и
договаривайтесь! В ваших странах экономический кризис, голод и холод, в домах "буржуйки"
времен гражданской войны, у вас хлеб выдается по карточкам, что же дальше? Страны Балтии
не воюют, слава Богу, ни с кем, и то никак не могут наладить свое хозяйство. Продолжение
войны приведет к еще большей разрухе, к еще большим разрушениям, не говоря уж об
обескровливании нации и возможному нарушению генофонда, что восстанавливать придется десятилетиями.
Так может, не без основания ведутся сейчас разговоры о том, что нужно создать
какое-то подобие Нюрнбергского суда, куда и привлекать руководителей государств,
ввергнувших народы в междуусобные войны. Может, это отрезвит, заставит очнуться и
согласиться на введение ооновских или снгэвских миротворческих сил в воюющие страны,
ежели они сами не могут прекратить военное противоборство.
Сила против насилий, разум против безумия, - наверно, это единственный выход
сегодня. Безнаказанность произвола - худой пример для многих "наполеончиков", появившихся
сейчас у нас, которые в угоду собственным амбициям готовы вовлечь свои народы в бессмысленное кровопролитие...
Наше поколение, прошедшее большую войну, было вынуждено воевать, другого было не
дано - враг (а фашизм был действительно враг!) вторгся на нашу землю с ясной и определенной
целью уничтожить наши народы, превратить их в рабов, что недвусмысленно показал уже в первые
месяцы войны. И мы воевали, воевали трудно, совсем не испытывая сладострастия убийства себе
подобных... Тут уместно, наверно, будет вспомнить Ф.М.Достоевского, его статью "Парадоксалист"
в "Дневнике писателя". В ответ на сетования собеседника, что война ужасна, ведь люди убивают
друг друга, парадоксалист говорит, что люди идут на войну не убивать, а идут жертвовать своей
жизнью. Вот и мы шли, пожалуй, не столько убивать, сколько жертвовать собой. Я начал эти
заметки с описания поля боя, перед которым мы стояли, ожидая приказа о наступлении. О каком
убиении врага мы могли думать, когда для этого нам нужно было пройти поле, казавшееся
бесконечным, поле, на котором мы были жертвами, потому как немцы могли вести огонь с
трех сторон, то есть перекрестный и губительный, а мы со своими мосинскими винтовочками
никак не могли поразить их, находившихся в укрытии.
После Ржева, находясь в отпуске по ранению, я написал своему другу Илье Лапшину,
поэту и романтику, письмо, в котором пытался охладить его пыл и, быть может, удержать
на Дальнем Востоке. Я писал, что война - это "тяжелая и противная работа". Послал я
ему и свое стихотворение "Дорога на фронт". Письмо мое, увы, не застало его на месте,
он вырвался на фронт в январе 42 года, а погиб в октябре 43-го... Вот несколько строк из стихотворения:
Ты не ходил еще, товарищ, по дорогам,
По которым прошла война,
По которым в молчании строгом
Трое суток идем мы без сна.
Ты не знаешь, как в пургу метельную
На привалах мы валимся в снег...
И какую тоску беспредельную
На войну несет человек.
Так и кажется, что эта дорога -
Твой последний, предсмертный путь...
Как видите, несмотря на то, что были мы юны и не обстреляны, тут и ясное понимание,
что эта дорога может стать твоим последним путем, и "строгое молчание", и "беспредельная
тоска"... Поэтому я и не могу видеть белозубые улыбки идущих и едущих убивать.
Перевертывается во мне все. А каково это видеть матерям и женам!
Увы, опыт предыдущих поколений, оказывается, никого и ничему не учит. Очень
и очень прискорбно это. И очень больно от того бессилия, которое ощущаешь... Но,
может быть, если мы все беспрестанно и мощно будем выражать свое возмущение творящимся
разгулом и неприятие бессмысленного насилия и убийств ни в чем не повинных мирных
жителей, женщин и детей, наш голос дойдет до руководителей, которые ради удержания
собственной власти потакают националистическим страстям. Да и можно ли назвать их
руководителями, если они не могут или не желают остановить кровавую бессмыслицу войны,
которая в Карабахе идет уже столько же, сколько Отечественная, а в других регионах может
затянуться еще дольше... И если этот призыв к разуму, к элементарной морали наконец не
будет услышан, может, и вправду их должен призвать к ответу международный суд.
Возможно, я говорю что-то не то, высказываю бредовые идеи, но разве не бред все,
что происходит? Я просто больше не могу глядеть на те пляски смертей, которые вижу каждый день. Не могу!